За гранью
За гранью
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

За гранью

лаборатория магии - теория и практика
 
ФорумФорум  Последние изображенияПоследние изображения  РегистрацияРегистрация  ВходВход  

 

 Руны и письменность

Перейти вниз 
АвторСообщение
Эльдра

Эльдра


Сообщения : 167
Дата регистрации : 2014-07-16
Возраст : 57
Откуда : Борисполь

Руны и письменность Empty
СообщениеТема: Руны и письменность   Руны и письменность EmptyСб Авг 22, 2015 10:53 am

РУНИЧЕСКОЕ ПИСЬМО


    Одним из самых удивительных явлений в истории человечества является руническая письменность. От известных нам древних алфавитных систем ее отличает то, что каждый знак – руна – передавал не только фонетическое значение, но и нес в себе определенный смысл, понятие. Это означает, что с помощью рунического письма можно было фиксировать и отдельные единицы речи, и идиомы, то есть словообороты.
   По мере христианизации руническое письмо повсеместно вытесняется латинским алфавитом. Однако в Скандинавии, где руны имели наиболее длительную историю, они были в ходу на протяжении всего средневековья, а в отдельных районах Швеции (провинция Даларна) - до XIX в.
   В руническом письме скандинавской культуры различают общегерманские, или старшие руны (до VIII в.), и развившиеся из них рунические алфавиты, применявшиеся у отдельных германских народов, — скандинавские, или младшие руны (известные в ряде вариантов — «датские», «шведско-норвежские», «бесстволые» руны и появившиеся в более позднюю эпоху «пунктированные», а затем «дальские» руны) и англосаксонские руны.
   Сохранилось не менее 6000 рунических надписей (число находок постоянно возрастает), в основном выполненных младшими рунами, больше половины их найдено на территории Швеции, множество надписей обнаружено в Норвегии (1600) и в Дании (800). География рунических находок чрезвычайно обширна — отдельные надписи встречаются от Гренландии до Константинополя. Несмотря на отрывочность содержащихся в них сведений и нередко плохую сохранность (главным образом памятников, выполненных старшими рунами), рунические надписи — самые ранние письменные источники для изучения германской и особенно скандинавской культуры.

Древнескандинавское и англосаксонское run, древнеисландское runar и древненемецкое runa связаны с германским корнем ru и готским runa, означающим «тайна», а также древненемецким runen (совр. raunen), означающим «таинственно шептать». Такое название, видимо, обусловлено тем, что древние германцы приписывали рунам некие мистические свойства. Один из краеугольных камней магической теории для рун - универсально принятое воззрение, что само слово руна исходно значило “тайна, секрет”.

Скептические настроенные ученые пытаются настаивать на иной точке зрения:

"Следует прежде всего заметить, что слово руна в период древнейших надписей никогда не значило “руническая буква”, но скорее “надпись, сообщение”.
Руна - производное от индоевропейского корня *rū-/ *rw- “царапать, рвать, рыть, делать канавку” и является одним из обозначений для письма.

Можно привести аналогичные примеры из разных языков:

англ. write, родственное нем. reissen ~ ritzen “рвать, царапать”;
греч. graphein < “царапать”;
лат. scribere < “царапать”;
слав. рисовать < “писать, красить”;
семитское ktb “писать, выжигать”, shf “писать, выкапывать, делать пустым”.
Латинский термин для буквы алфавита, littera, первоначально значил “то, что нарисовано, намазано”

(Morris, Richard, L.)


По проблеме происхождения рун имеется большое количество гипотез. Форма рун, удлинённая и колючая, натолкнула Исаака Тейлора на мысль, что руны произошли от греческого алфавита, использовавшегося в VI в. до н. э. на берегу Чёрного моря. Роль создателей Тейлор приписывал готам, в ту эпоху якобы населявшим Россию, хотя на самом деле готы мигрировали в Северное Причерноморье на 900 лет позже. Ряд других учёных видят предка рунической письменности в греческой скорописи последних веков до нашей эры.
Людвиг Франц Адальберт Виммер выдвинул теорию о происхождении рун из латинского письма конца II в. н. э. Латинской теории придерживается и Сигурд Агрелл, полагая, что дата возникновения рун — I век. По предположению Отто фон Фризена руны были изобретены готами в II—III вв. н. э. на основе греческого и латинского алфавитов.
Бредсдорф считал, что руны происходят от готской письменности. Эта версия отвергается другими исследователями, так как наиболее древние рунические надписи достоверно датируются не позже III века, тогда как готская письменность была изобретена лишь в IV веке.
Северноэтрусская версия
Наиболее популярна теория о происхождении рунического письма от одного из северноэтрусских алфавитов, которую предложил в 1928 году рунолог Карл Марстрандер.
Данную версию поддерживают большинство учёных. Есть теория о смешанном происхождении рун из северноэтрусского и огамического алфавитов (её предложил Хаммерстрем), а также, по предположению Файста, кроме этих двух письменностей, на руны могла оказать влияние латиница.
Семитская версия
Лидийский алфавит имеет ряд букв идентичных рунам (по графике, но не по фонетике). Этот алфавит, по-видимому, возник от финикийского алфавита параллельно с греческим. Данная письменность вымирает в III в. до н. э., и примерно в это же время руны появляются в Европе, впитав и ряд букв латиницы. Некоторые руны имеют точные аналоги в других семитских алфавитах, например в южноаравийском письме руны: Gebo, Berkana, Ing (в скандинавском варианте).
В 1930—1940-х годах в Германии разрабатывалась теория Urrunen, согласно которой руны происходят от неких прарун, от которых произошёл в том числе северносемитский алфавит, а следовательно, и все алфавитные письменности мира. Эта теория разрабатывалась исключительно с целью «германизации» алфавита и не заслуживает доверия. До сих пор доподлинно неизвестно, с какой целью создавались руны: были ли это знаки для гадания, либо же руны изначально задумывались как письменность.
Нетрадиционные версии
Сигурд Агрелл, шведский профессор Лундского университета, в 1932 году выдвинул эзотерическую теорию, согласно которой руна f была последней, а не первой в руническом алфавите. Он считал, что, расставив руны именно в таком порядке, можно было понять некий тайный смысл рунического шифра. Эта теория не была принята в научном мире, но у неё нашёлся ряд последователей, таких как Томас Карлссон. Он опубликовал первые монографии по теории утарка после работ Агрелла. Другим известным последователем теории утарка является оккультист Кеннет Медоуз.
Мифологическая версия
Согласно скандинавской мифологии руны открылись Одину, когда он, пронзив себя копьём, девять дней и ночей провисел на Мировом древе без еды и питья. После чего, утолив жажду священным (шаманским) мёдом от его деда Бёльторна, он услышал руны и начертал первые из них копьём на Древе собственной кровью.


Последний раз редактировалось: Эльдра (Вс Авг 23, 2015 8:20 am), всего редактировалось 3 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
Эльдра

Эльдра


Сообщения : 167
Дата регистрации : 2014-07-16
Возраст : 57
Откуда : Борисполь

Руны и письменность Empty
СообщениеТема: Re: Руны и письменность   Руны и письменность EmptyСб Авг 22, 2015 11:07 am

СТАРШИЕ РУНЫ


   Древнейшая система рунического письма — 24-значный алфавит. Каждая руна занимала в нем определенную позицию, и вместе они образовывали рунический ряд, соответственно последовательности его первых шести знаков обычно называемый «футарком» (fuÞark). Сохранилось ок.200 надписей старшими рунами, самая ранняя - на наконечнике копья из Эвре Стабю (Норвегия, ок. 200 г.) raunijaz «испытывающий».
.
Руны и письменность Ruiweap1
.
Наконечники копий с нанесенными на них рунами наименованиями оружия («нападающий» и т.д.) были найдены и в других частях Европы: на о. Готланд, в Пруссии, в Польше, на Украине.
.
Руны и письменность Kovel
(Надпись на копье из Ковеля (Западная Украина). Образец ранней рунической надписи (IV в.), написанной бустрофедоном. Надпись гласит: Tilarids, что значит «целеустремлённый»)

Помимо оружия старшие рунические надписи вырезались и на других предметах: орудиях, украшениях, амулетах, в Скандинавии с V в. также на камнях. Довольно многочисленную группу составляют надписи на чеканных золотых медальонах — брактеатах, датируемых 450—550 гг. и найденных преимущественно в Дании.
.
Руны и письменность Image001
.
Рунические надписи на древних ювелирных изделиях весьма разнообразны, причем добрая их половина содержит заклинания или магические слова и сочетания рун; некоторые повествуют об авторе или о владельце данного предмета. Классическим примером такого рода является, несомненно, золотой рог из Галлехуса. По его краю идет замечательное по исполнению и не до конца еще понятое мифологическое изображение и руническая надпись, гласящая: «Я, Хлевагаст из рода Холтиев, рог сотворил».
.
Руны и письменность Any2FbImgLoader34
.
(обратите внимание на солярные знаки на щитах, головные уборы с рогами, наличие по всей площади рисунка звездных символов, словно перед нашими глазами разворачивается карта звездного неба с пришельцами)

Известны несколько рунических рукописей — «Codex Runicus», «Fasti Danici», «Cotton Domitian», «Codex Salisburgensis, 140». Очень интересны рунические надписи в Софийском соборе в Константинополе, а также мраморный лев из афинского порта Пирей, плечо которого покрыто руническими надписями. В 1687 году скульптура была привезена в Венецию в качестве трофея.
.
Руны и письменность CodexRunicus
(страница из рунической рукописи Codex Runicus)

Несмотря на то, что почти не сохранилось старшерунических надписей на деревянных предметах, предполагается, что именно дерево было тем первоначальным материалом, на который наносились руны: на это указывает характерная заостренная и угловатая форма рунических знаков, избегающих горизонтальных и округлых линий. Основные элементы рунической графики — т. н. «ствол» (длинная вертикальная или наклонная линия), отходящие от него короткие косые линии — «ветви» и «уголки» (последние могут выступать в различных комбинациях, соединяясь либо состволом, либо, в случае его отсутствия, между собой).

Одна из характерных черт ранних рунических памятников - отсутствие фиксированного направления письма: текст мог наноситься на поверхность предмета как слева направо (со временем это направление становится доминирующим), так и справа налево, при этом нередко возникал бустрофедон — оба способа письма использовались попеременно в пределах одной надписи. Точно так же (причем независимо от избранного резчиком направления письма) могли поворачиваться вокруг ствола ветви отдельных рун. Бывало, что на одном стволе вырезалось более одной руны («комбинированные» руны). Текст надписи либо вовсе не членился графически, либо членился при помощи пунктированных знаков обычно не пословно, а на колоны - отрезки предложений или целые предложения.  Вследствие того, что большинство старших рунических надписей найдено на территории Скандинавии (прежде всего в Дании), их язык в течение долгого времени считали праскандинавским, т.е. древнейшим скандинавским языком-основой, засвидетельствованным письменными памятниками. Впоследствии эта точка зрения была отвергнута. На сегодняшний день считается доказанным, что язык старшерунических надписей не может быть отождествлен ни с одним из древнегерманских диалектов.

Старшие руны, по-видимому, применялись в основном в магических целях. Примерно четверть ныне известных старшерунических памятников - однословные надписи, в большинстве своем не содержащие ничего, кроме имен собственных. Самые ранние из таких надписей обнаружены на оружии, где они порой соседствуют с магическими символами. Четверть памятников вообще не поддается прочтению — нередко это «темные» надписи, не образующие текста в обычном смысле слова. Среди них принято выделять т. н. «руническую абракадабру» — мнимые слова, обычно неэтимологизируемые сочетания рун, в устройстве которых прослеживаются определенные числовые закономерности (каждая руна имела свой порядковый номер), заставляющие предполагать их магическое применение. Четверть памятников - перформативные трафаретные формулы («Я, такой-то, вырезал руны») и краткие намогильные надписи иного содержания. И, наконец, последняя четверть памятников имеет явно магический смысл. Такова, например, надпись на вертикально стоящем камне из деревни Бьёркеторп (Швеция, VII в.) «Я спрятал здесь могучие руны. Да будет тот во власти беспокойства и беспутства, да погибнет тот коварной смертью, кто это разрушит». В одном из брактеатов читаем: «Я прозываюсь Хариуха, мне ведомо опасное, приношу счастье», - вслед за чем стоят три руны Тейваз, очевидно, призванные принести победу.
.
Руны и письменность Runes_1
(Swedish Runic Stone)
.
Руническая магия не ограничивается нанесением соответствующих знаков на различные предметы, руны также принимают внутрь, для этого резные руны соскабливают и смешивают с медом.

Поскольку вырезанные руны было принято окрашивать (в сакральных надписях — жертвенной кровью), для выделения частей фразы в рунических надписях могли использоваться разные цвета: на некоторых скандинавских рунических памятниках эпохи викингов нечетные слова окрашены красной краской, а четные слова - черной. Подобный прием обозначения словораздела служил не только для украшения, но и должен был значительно облегчать дешифровку надписи.
Важнейшее условие эффективного использования рун, в соответствии с наставлениями «Речей Сигрдривы», — не перепутать и не повредить «могучие знаки».
Применение рун, почти всецело ограниченное рамками магии и ритуала, было связано с сакрализацией письма. Многие старшерунические надписи не содержат ничего, кроме перформативных формул: на погребальных камнях может отсутствовать имя умершего, зато нередко присутствует самоаттестация рунического мастера, фиксирующего произведенное им магическое действие: «Хадувольф поставил три руны fff» (Гуммарп, Швеция, VI в.), «Я начертал руны, происходящие от высших сил» (Нулебю, Швеция, VII в.).
Известны случаи, когда могильные камни, с вырезанными на них рунами помещали не на могилу, но зарывали в землю, обращая знаками вниз: надписи такого рода явно изготавливались не ради увековечения памяти об умершем, но с тем, чтобы уберечь захоронение от разорения или воздействия враждебных сил.
.
Руны и письменность Symbolen%2B
(символы на рунических камнях)


Последний раз редактировалось: Эльдра (Вс Авг 23, 2015 8:08 am), всего редактировалось 4 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
Эльдра

Эльдра


Сообщения : 167
Дата регистрации : 2014-07-16
Возраст : 57
Откуда : Борисполь

Руны и письменность Empty
СообщениеТема: Re: Руны и письменность   Руны и письменность EmptyСб Авг 22, 2015 9:07 pm

Наиболее убедительное объяснение устройства рунического ряда - гипотеза Й.Йенсена, показавшего, что расположение рун в футарке подчинено определенному лингвистическому замыслу.
Как свидетельствуют древнейшие изображения футарка, старший рунический ряд был разделен на три равные части (исл. Ættir — эттир, норв. Ætt — атт) по 8 знаков в каждой, названные по возглавлявшим их рун «семьями» Фрейра, Хагаля и Тюра. По наблюдениям Йенсена, расположение гласных и согласных в руническом ряду следует некоторым числовым закономерностям: в каждой из «семей» футарка содержится по 2 гласные и по 6 согласных букв, причем последние гласные в «семьях» разделены равным промежутком в 9 рун Число согласных, помещенных между обеими гласными в каждой из «семей» возрастает в прогрессии 1 —2—4 и соответственно убывает число согласных, стоящих после последних гласных в «семьях» (4—2—0). Так устроен рунический ряд, изображенный на Кюльверском камне (Готланд, V в.). В другом варианте футарка, лучше всего сохранившемся на брактеате из Вадстены (Швеция, VI в.) и отличающемся от кюльверского тем, что руны Перт-Эйваз и Дагаз-Отал в нем располагаются в обратном порядке (Эйваз-Перт; Отал-Дагаз), также царит симметрия в распределении согласных и гласных

Кроме того, Йенсен обратил внимание на то, что и качественный состав эттиров футарка подчинен определенным закономерностям: так, в каждой из них оказывается по одной лабиальной согласной (f;p;b) и по паре шумных, противопоставленных по глухости/звонкости (k-g; s-z; t-d). Вскрытое Йенсеном сложное и продуманное устройство рунического ряда по сути представляющего собой модель фонологических отношений языка, не оставляет возможности для случайности или стихийного формирования древнегерманского алфавита. Неведомый изобретатель футарка продемонстрировал в своем творении высокий уровень владения звуковой формой языка.
Вернуться к началу Перейти вниз
Эльдра

Эльдра


Сообщения : 167
Дата регистрации : 2014-07-16
Возраст : 57
Откуда : Борисполь

Руны и письменность Empty
СообщениеТема: Re: Руны и письменность   Руны и письменность EmptyСб Авг 22, 2015 9:37 pm

МЛАДШИЕ РУНЫ


VII-VIII вв. - переходный период в истории рунического письма. Сохранившиеся от этого времени рунические памятники - все они найдены на территории Норвегии и Швеции - крайне малочисленны. Надписи этого периода еще выполнены старшими рунами, однако в них уже заметны изменения в начертании и фонетическом значении отдельных рун, причем нередко параллельно с новыми употребляются и старые формы.

Предполагается, что в кон. VIII в. неизвестный реформатор подвел итог предшествующему развитию рунического письма, создав 16-значный рунический ряд. Родиной этого нового алфавита, к Х в. распространившегося по всей Скандинавии, принято считать Данию: именно здесь найдены самые ранние памятники, выполненные младшими рунами, благодаря чему это письмо получило название «датские» руны.

По мнению большинства рунологов, причиной перехода от старшего рунического ряда к младшему послужили главным образом те важные изменения, которые претерпел к этому времени фонетический строй скандинавских языков: число гласных звуков возросло с 5 до 9, произошли преобразования в системе согласных. На все эти перемены рунический алфавит отреагировал весьма необычным образом; вместо увеличения числа знаков последовало резкое их сокращение. Рунический ряд не только не пополнился графемами для передачи новых гласных звуков, но, напротив, избавился от уже имевшихся в нем рун, обозначавших некоторые старые гласные (е; о). «Редукции» подверглись и отдельные графемы, передающие согласные звуки; вследствие этого на письме перестали различаться глухие и звонкие согласные (с рун: ikla(n)t=England, «Англия»; tribin=drepinn, «убитый» и т.п.). В силу неадекватности системы графем звуковому составу языка младшие руны в большинстве своем полифункциональны — почти каждая из них используется в нескольких фонетических значениях.

На фоне старшего рунического алфавита младшие руны в течение долгого времени представлялись ученым как упадок письменности, а их возникновение пытались объяснить культурной изоляцией скандинавов. Все преобразования рунического письма., однако, следовали определенной логике и имели целенаправленный характер. В ходе перестройки рунического ряда взаимодействуют две явственно прослеживающиеся тенденции: фонетическая и графическая.
По-новому упорядочивается и форма рун — отныне все они должны быть одной высоты; кроме того, каждая руна непременно должна иметь ствол и притом только один: не случайно из рунического ряда в первую очередь исключались графемы, не удовлетворявшие этим требованиям (g; е; d;о), попутно было изменено начертание некоторых рун (k; h; a; s; m). Эти графические новшества были вызваны важными переменами в рунической технике, в свою очередь связанными с изменением функций рунического письма.

В эпоху викингов получает распространение обычай воздвигать памятные камни, увековечивающие славу погибших участников военных походов. Это были либо просто отесанные, вертикально поставленные стелы (bautasteinar), либо «рунические камни» (runsteinar), с высеченными на них мемориальными надписями. В отличие от охранительных магических надписей старшими рунами, памятники такого рода выставлялись на всеобщее обозрение: их устанавливали у дорог или мостов, в христианское время — внутри церковной ограды, т. е. в местах, где их могло увидеть как можно больше людей. В Х в. вырабатывается трафаретная формула мемориальной надписи. Она включала в себя имя человека, в память о котором был поставлен камень, иногда - оценку его доблестей, сообщение о том, где и как он погиб, имена его родичей, заказавших памятник, а часто и имя мастера, вырезавшего надпись. Подавляющее большинство дошедших до нас младших рунических надписей — это надписи на памятных камнях, изготовление которых, также предполагавшее создание обрамляющего руны орнамента, со временем превратилось в высоко ценимое искусство, по формальной сложности и изысканности напоминающее творчество западноскандинавских скальдов.

Высеченные на камнях старше рунические надписи могли располагаться вертикально, горизонтально или по окружности камня; резчик обычно не соизмерял величину рун с размерами избранной им поверхности: если надпись не умещалась, ее переносили на любой свободный участок камня; стоящие по соседству рунические знаки часто были разной высоты. Уже в самых ранних рунических памятниках эпохи викингов этому беспорядочному разнообразию был положен конец. Отныне надпись наносилась на камень строго по вертикали, плотно заполняя его поверхность, знаки вырезались на полосах, помещаясь между ограничивающими их высоту линиями и были одного размера. В этих условиях особую роль приобретал ствол, задававший равную высоту любой последовательности рун.
Позднее строки надписи стали отклоняться от вертикали и следовать изгибу сторон камня. Так возникла форма дуги, затем — форма замкнутой дуги; оставленное надписью свободное пространство обычно заполняет изображение креста. С XI в. полоса, начало которой положили ограничивающие надпись линии, преобразуется в рунического змея: к одному ее концу присоединяется голова, к другому — хвост. Нередко надпись располагается на двух змеях, чьи головы и хвосты соединен орнаментальными связками. С течением времени форма змея все более усложняется, изгибаясь, он образует большие петли, появляется изображение его лап, хвост украшают многочисленные завитки. Наряду с руническим змеем, прежде всего характерным для шведских памятников, на мемориальных камнях эпохи викингов можно также встретить сцены из скандинавских сказаний о богах и героях изображения кораблей и т.п.

В надписях на памятных камнях, как правило, использовались «датские» руны, в связи с этим нередко именуемые «обычными» рунами Между тем, почти с самого своего появления младший рунический ряд существует в двух вариантах. Уже с первой половины IX в. получает распространение и другая разновидность младшего рунического письма - «рёкские» руны, обязанные своим названием самому знаменитому и загадочному руническому памятнику эпохи викингов, Рёкскому камню (Эстеръётланд, Швеция, сер. IX в.), на котором была высечена самая длинная из всех известных рунических надписей (762 рун). Поскольку этот тип рунического письма регулярно употребляется в ранних мемориальных надписях (IХ-Х вв.), найденных на юго-востоке Швеции и в Норвегии, его часто называют «шведско-норвежскими» рунами.
.
Руны и письменность 61748b3f8ac2ce3d1129bd7bfe990a77
.
В «датских» и «шведско-норвежских» рунах традиционно видели территориальные варианты младшего рунического письма. По сравнению с «обычными» рунами, «шведско-норвежские» руны демонстрируют торжество принципа графической экономии: ветви их укорочены (еще одно название этого алфавита — «коротковетвистые» руны) и редуцированы до минимальных форм, необходимых для различения знаков. Шведский исследователь Э. Вессен пришел к выводу, что «коротковетвистые» руны - не территориальный, а функциональный вариант рунического алфавита. В то время как «обычные» руны были монументальной формой письма, используемой в парадных мемориальных надписях на камне, «шведско-норвежские» руны представляли собой своего рода руническую скоропись, предназначенную для повседневных нужд и употребляемую на недолговечном материале - дереве.

О том, что «шведско-норвежские» руны не выходят из употребления после того, как на рунических камнях они уступили место «датским» рунам, говорит и созданная на их основе разновидность рунического письма — «бесстволые», или «хельсингландские» руны, появившиеся в центральной Швеции в нач. XI в. Знаки этого ряда нередко называют рунической стенографией: ни в одном другом варианте рунического письма не были произведены столь радикальные графические прео6разования, до неузнаваемости изменившие форму рун Отличительная их черта - отсутствие ствола (его сохранила лишь руна i): ветви рун распoложены на разном уровне и развернуты вправо или влево от невидимой вертикали, которую заменяет полоса рунического змея. Сохранилось немногим более десятка мемориальных надписей, выполненных «бесстволыми» рунами, ни о каком ином употреблении этих рун сведений нет.
.
Руны и письменность 151-20
Вернуться к началу Перейти вниз
Эльдра

Эльдра


Сообщения : 167
Дата регистрации : 2014-07-16
Возраст : 57
Откуда : Борисполь

Руны и письменность Empty
СообщениеТема: Re: Руны и письменность   Руны и письменность EmptyСб Авг 22, 2015 10:01 pm

МЛАДШИЕ РУНЫ И МАГИЯ


На протяжении всего средневековья рунам продолжали приписывать магические свойства. Порой для придания надписи особой силы ее содержание прятали в шифрованные руны.
Известно несколько видов рунических шифров. В одном в качестве заместителей отдельных рун выступали графические знаки с вырезанными сверху и снизу отходящими в обе стороны от ствола ветвями. Число нижних ветвей указывало на номер семьи футарка (счет эттира, в соответствии с магической практикой, велся с конца!), число верхних — на порядковый номер руны. Подобные знаки наряду с иными типами «тайных» рун присутствуют в надписи на Рёкском камне, где вырезанный младшими рунами текст заключен в раму из шифрованных и старших рун.
Среди рунических находок относящихся к более позднему времени, множество колдовских формул, заклинаний, заговоров, нередко соседствующих со словами латинских молитв. По мере того, как рунное письмо вытеснялось латинским, руны все чаще применялись не как письменные, но как магические знаки: во второй половине XIV в. самым распространенным типом рунических надписей становятся надписи на посуде, вырезавшиеся на дне тарелок, сосудов и т.п., причем помимо охранительных формул в роли оберегов выступали и отдельные рунические знаки.
В позднее средневековье и в эпоху Реформации руны встречаются в качестве колдовских символов в книгах по черной магии. Там же, где руническая традиция еще сохранялась, как это имело место в шведской области Даларна, где из смешения рун с латинскими буквами уже в Новое время возникли «дальские» руны, которые. как и ведущие свою историю от средних веков рунические календари, продолжали употребляться до XIX в., руны были низведены до положения «азбуки неграмотных».
.
Руны и письменность R_d3
Вернуться к началу Перейти вниз
Эльдра

Эльдра


Сообщения : 167
Дата регистрации : 2014-07-16
Возраст : 57
Откуда : Борисполь

Руны и письменность Empty
СообщениеТема: Re: Руны и письменность   Руны и письменность EmptyСб Авг 22, 2015 10:28 pm

АНГЛОСАКСОНСКИЕ РУНЫ


Англосаксонский рунический ряд (futhork) представляет собой модификацию старшего футарка. Как и в случае скандинавских (младших) рун, изменениям подверглось не только начертания отдельных знаков древнегерманского алфавита, но и его состав, однако преобразование системы письма в Англии шло в направлении, противоположном развитию рунического письма ее северных соседей: не в сторону сокращения числа рун, но, напротив, в сторону пополнения рунического ряда. Уже в памятниках кон. VII-нач. VIII в. англосаксонский рунический ряд содержит 28 знаков, позднее их число возрастает до 33 рун.
Именно столько рун в руническом ряду в рукописи древнеанглийской «Песни о рунах» (IХ-Х вв.).

     Сохранилось несколько десятков памятников англосаксонской рунической письменности, древнейшие из которых восходят к сер.VII в. Как правило, это очень краткие надписи(надписи на монетах содержат лишь имена).Самый значительный среди ранних англосаксонских рунических памятников - надпись, окаймляющая сцены из древнегерманских,римских и библейских сказаний, вырезанная на т.н. руническом ларце Фрэнкса (Franks Casket, VII в.). К более позднему времени относится стихотворение религиозного содержания, высеченное на Рутуэльском каменномкресте (Шотландия, VIII-IХвв.).

(материал взят из статьи Е. А. Гуревич "Руны, руническое письмо", выдержки из книги А.Платова"Практический курс рунического искусства" и др.сетевых ресурсов)

Более подробно про англосаксонские руны будет изложено в отдельной теме.
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Руны и письменность
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Руны и психодиагностика
» Применение одной руны
» Руны - мифы и реальность (рассуждения)

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
За гранью :: Графическая, руническая магия и мантика :: Теоретический раздел :: Материалы для изучения и обсуждения-
Перейти: