Эльдра
Сообщения : 167 Дата регистрации : 2014-07-16 Возраст : 57 Откуда : Борисполь
| Тема: Йормунганд Вт Июл 29, 2014 9:13 pm | |
| ЙОРМУНГАНД Третье дитя Локи и Ангрбоды изверглось из лона Жрицы Волков подобно чешуйчатому водопаду — в обличье огромной иссиня-зеленой змеи. Ангрбода кормила своего необычного ребенка кусочками мяса и укладывала на ночь в большой котел, который змея, впрочем, быстро переросла, так что пришлось переместить ее в искусственный пруд, а затем — в озеро. К тому времени, как асы решили прибрать ее к рукам, змея уже почти не помещалась в озере и славилась по всему Йотунхейму как «чудо Железного Леса». Она не столько владела магией, сколько была ею, как живой проводник магической силы. Когда кто-то колдовал рядом с нею, сила чар возрастала втрое; кроме того, она уже стала такой огромной, что без труда могла проглотить любого, кто попадался ей на пути. Но Один и его подручные все же умудрились похитить эту гигантскую змею и бросить в океан; и Один своим волшебством принудил ее остаться там навсегда. Согласно мифологии, ставящей во главу угла асов, Один заточил Иормунганда в мировом океане, чтобы смягчить и отсрочить неизбежную катастрофу — грядущий Рагнарёк. Змея продолжала расти и в конце концов опоясала Мидгард собственным телом. Ее живая плоть несет в себе охранные чары, наложенные Одином для защиты смертных обитателей Мидгарда от вторжений из других миров.
«Йормунганд» значит просто «Мировой Змей» — уникальное дитя магии Железного Леса, соединившейся с силой Локи и Ангрбоды, самой могущественной пары йотунов из всех, кого до сих пор порождал Ярнвид. И понять Великую Змею, на мой взгляд, труднее, чем любого из йотунов. Это невероятно чуждое нам существо. Когда соприкасаешься с его природой, возникает очень странное чувство. Оно двуполо, что само по себе не так уж и необычно для детей Железного Леса, но, как правило, если с ним общается женщина, ей кажется, что Йормунганд женского пола, а если мужчина — мужского. Змеи с древних времен ассоциировались с двуполыми божествами — Шивой, Дионисом, Ариадной, Афиной, Лилит, — а также с обновлением, возрождением и мудростью. Мировой Змей не говорит словами и не пользуется никаким языком из тех, что мы могли бы признать за язык, — и все же каким-то образом он разговаривает.
Многие из тех, кто работает с семейством Локи, утверждают, что Змея, по-видимому, не набирает себе служителей, как это делают Локи или Хела (или, если уж на то пошло, Один и Тор). Но, думаю, с какими-то людьми она все же пытается общаться, хотя не факт, что они правильно ее понимают. Сомнения у меня обычно возникают тогда, когда кто-нибудь заявляет, что Мировой Змей общался с ним на человеческом языке или в привычных человеку образах. Впрочем, не исключено, что эти люди попросту автоматически «переводят» сообщения Йормунганда в слова, сами того не замечая.
Змея Мидгарда упоминается под разными именами; чаще всего встречаются варианты «Йормунганд» («Ёрмунганд»), «Йормундганд», «Йормунгард», «Мидгардсорм» и «Иормунганд». Известен и целый ряд обозначающих ее кеннингов: «Обвивающая землю», «Гроза заливов», «Холодная змея», «Жесткая веревка земли», «Клубящийся угорь», «Морская нить», «Кольцо мокрой дороги», «Угольная рыба земли», «Рыба морского дна», «Мокрый пояс земли» и «Угорь Фьоргюн». Тем, кто хочет использовать энергию и вирд Мировой Змеи в магических целях, лучше всего остановиться на варианте «Иормунганд», потому что слог «Иор» — это название руны, посвященной Мировой Змее.
Образ и символический смысл Мировой Змеи почти универсальны. Уроборос — змей, свернувшийся кольцом и держащий в зубах собственный хвост, — встречается в символике многих культур и религий, по всей Европе и Азии и даже в Африке. И в большинстве случаев он означает одно и то же: вечную циклическую силу, по сути своей разрушительную, но необходимую как часть природных процессов непрерывного возрождения жизни.
Иормунганд как ипостась великой богини обеспечивает равновесие полов в четверице главных божеств-рёкков, соответствующих четырем стихиям. Женские стихии, Земля и Вода, представленные Хелой и Иормунгандом, уравновешиваются мужскими, Огнем и Воздухом, в лице Локи и Фенрира. В силу этого Иормунганд соотносится со сферой Венеры как планеты чистейшей, неразбавленной и ничем не ограниченной женской энергии. Речь идет о Женственности как непознаваемой, неуловимой и неуправляемой силе, которая наравне с мужской силой Фенрира, столь же непостижимой и неконтролируемой, пронизывает собою всю вселенную. Это чистая энергия, настолько мощная и всепобеждающая, что ее, как и сам Вирд, невозможно воспринять или испытать во всей полноте, не поплатившись за это здравым рассудком или самой жизнью.
Мировая Змея — катализатор перемен, и именно поэтому она связана с хаосом и разрушением старых форм. В силу своей хаотической природы Иормунганд нередко проявляется как дестабилизирующая и, на первый взгляд, вредоносная сила. Любые времена больших перемен — войны, революции, природные катаклизмы — это и есть Иормунганд, Мировая Змея, бьющая хвостом о побережье мира. Как бы мы ни пытались игнорировать эту сторону истории, сбросить ее со счетов невозможно. С другой стороны, лежа в мировом океане, Иормунганд не только вызывает перемены, но и поддерживает стабильность, обвивая Мидгард и защищая его от внешних опасностей. Как говорил Бенито Муссолини, «только кровь вращает колеса истории»; так и Иормунганд, проливая кровь и сотрясая мир ударами своего хвоста, не дает человечеству застрять в болоте стагнации. Она, как и все рёкки, олицетворяет непредсказуемость жизни.
Сила, воплощенная в Иормунганде, на самом деле необходима, и об этом свидетельствует уже тот факт, что в традиционной скандинавской мифологии богам так и не удается по-настоящему захватить Мировую Змею в плен, подчинить или связать ее, как они связали ее отца и брата. Сам Вирд препятствует их попыткам взять под контроль космическую силу, далеко превосходящую любого из асов. Итак, Иормунганд олицетворяет энтропию и хаос, но хаос контролируемый. Великая Змея — это не сила бездумной анархии или нигилистического разрушения, а, скорее, одна из жизненно важных тропок реальности в том лабиринте, который мы называем Сетью Вирда.
Впервые Тор встретил Змею в образе гигантского кота, в которого его превратил Утгарда-Локи. Одним из заданий, полученных Тором от Утгарда-Локи, было поднять кошку. Разумеется, Тор не смог поднять чудовище целиком. Всё, что ему удалось, это заставить мнимую кошку оторвать одну лапу от пола. Однако даже это Утгарда-Локи назвал величайшим деянием, когда раскрыл обман. Это сказание встречается только в «Младшей Эдде». В «Песни о Хюмире» из «Старшей Эдды» рассказывается, как Тор отправился на рыбалку с великаном Хюмиром. Использовав как наживку голову исполинского черного быка Химинбрётера («Рассекающего небо»), Тор поймал Мировую Змею на удочку и принялся бить ее по голове своим молотом. Но Хюмир, по-видимому, чтивший Вирд, перерезал лесу, и Змея ушла на дно. Их последняя встреча произойдёт в Рагнарёк, когда Ёрмунганд выйдет из океана и отравит небо. Тор снесёт Ёрмунганду голову, но успеет отойти лишь на девять шагов — поток яда из пасти мёртвого чудовища убьёт его. Главные источники мифов о Ёрмунганде — это «Младшая Эдда», Хусдрапа, Хюмисквида и Прорицание вёльвы. Менее значительные источники включают кеннинги в скальдической поэзии. Например, в Торсдрапе, Локи упоминается в кеннинге как faðir lögseims, «отец морской нити». Существуют также дошедшие из древних времён камни с изображениями рыбалки Тора.
Песня для Йормунганда Йор, Йор, Йормунганд! Змей в оковах, оковы мира, Змей, обвивший собою землю; Змей в оковах, оковы мира, Змей, вздымающий воды моря; Змей в оковах, оковы мира, Будь для нас могучей стеною; Змей в оковах, оковы мира, Ценой свободы твоей мы живы. Йор, Йор, Йормунганд!
День Змея 5-й день Солмоната, Месяца грязи (5 февраля) Из Языческого часослова Ордена Часов
Цвета: малахитово-зеленый, серебристый и цвет морской волны.
Стихия: Вода.
Алтарь: На покрове цвета морской волны, украшенном вышивкой в виде большой змеи малахитово-зеленого и серебристого цветов, поставьте статуэтку Змея Мидгарда, свернувшегося кольцом и держащего во рту свой хвост. Начертите в комнате большой круг и разбросайте в нем разноцветные ленты. Ритуал проводится внутри круга.
Подношения: шнуры или ленты, завязанные кольцом.
Пища в течение дня: угорь. Рыба и морепродукты. Морские водоросли. Салат. Блюда из зеленых овощей. Яйца.
Призывание Змея Мидгарда
Славься, о Йормунганд, Третье дитя Хитреца И Ведуньи Железного Леса, Смерти брат и сестра! Не жена и не муж, а то, Что само в себе совершенно И ни вспять, ни вперед не идет, Но вращается вечным кругом, И хранит нас в Земле Срединной, Не касаясь земли вовеки! Научи нас, о Змей, Видеть конец и начало единым целым, Видеть всё на своих местах И идти за вращеньем круга, Памятуя, что круг замкнется, Как бы ни был далек горизонт.
(Все берутся за руки, ведут хоровод по внешней границе круга, означающей тело Змея, и поют Песню для Йормунганда.)
Эбби Хеласдоттир приводит следующие магические соответствия Иормунганда: руна — Иор, трава — фукус (бурые водоросли), дерево — плющ, камень — ортоклаз, животные — змея и кошка, цвет — синий, стихия — Вода, планета — Венера, сторона света — север, область тела — половые органы, созвездие — Гидра.
Иор (Ior), руна Змея.
Руна Иормунганда — Иор (англосаксонский футорк). Магия Иормунганда и руны Иор — по характеру защитная и связывающая; эти свойства ассоциируются с плющом (Hederahelix) — растением, которое ставят в соответствие и самой Змее, и ее руне. Подобно змее, плющ обвивает собою жизнь, вызывает перемены, навлекая смерть, и способствует зарождению новой жизни. На протяжении всего этого цикла плющ не меняется — это вечнозеленое растение, олицетворяющее тем самым постоянство. В нем заключен глубокий парадокс: это растение смерти и, в то же время, растение жизни. Плющ символизирует тот же контраст, который заключен и в Иормунганде: это одновременно и защитник, и убийца. Оплетая стены дома, плющ оберегает его обитателей от любой враждебной магии, направленной извне, от кого бы та ни исходила — от человека (например, мага, насылающего проклятие или поющего песнь хулы) или от какой-нибудь «сверхъестественной» сущности. Традиционные мотивы резьбы, украшавшей скандинавские жилища, — змеевидные и переплетающиеся узоры — тоже связаны с защитными силами Иормунганда и плюща. У магии Иормунганда есть и более вредоносная сторона — магия оков, в которой Мировая Змея проявляется не только как защитная, но и как связывающая, ограничивающая сила. Разумеется, степень «вредоносности» зависит от намерений мага и от его личных представлений о добре и зле. Но, так или иначе, практика магии оков многократно упоминается в исторических источниках. В эпоху викингов ее использовали в сражениях, чтобы обессилить врага, и в этом контексте она особенно тесно связана с богом войны Одином. Один был мастером особого рода связывающей магии, известной под названием «херфьоттур», или «оковы войны»: она приводила врага в смятение и делала его более уязвимым. В магических песнях хулы для наложения оков нередко использовались руны Турисаз и Иса. По методу воздействия такие «оковы» обычно носят психологический характер, но при успешном применении эффективно сковывают не только разум, но и тело. Йормунганд — граница между Мидгардом и остальными мирами, и в этом — секрет его руны. В низшей октаве ее ключевое слово — именно Границы. В высшей октаве Иор напоминает о том, что любая граница — это, в сущности, пограничное пространство, и стоять на границе — значит, быть причастным к обеим ее сторонам.Быть одновременно и мужчиной, и женщиной — значит, обладать великой силой, потому что в этом состоянии ты причастен всему. Чтобы объять собой все сущее, нужно объединить противоположности, потому что всякая противоположность — это разделение, а разделение противоречит задачам Йормунганда. Дух руны Иор (Оборотень) — страж всех пограничных состояний и переходов между состояниями. Иор постоянно меняет форму, и уследить за этими превращениями невозможно: попробуйте — и вы сначала впадете в гипнотический транс, а под конец вам просто станет дурно. Беседуя с Иор, лучше всего время от времени отводить глаза в сторону. Очевидно, что эта руна — великолепная помощница для тех, кто учится менять облик свой хамы (астрального тела), и нередко ее призывают именно с этой целью. С другой стороны, Иор — владычица уз и связывания, а потому может привязать кого угодно к какому-то одному определенному облику; вот только поступать так с самой собой она не желает. Когда Иор налагает свои узы, сначала возникает отчетливое чувство, как вас что-то «опутывает» или «обвивает», словно плющ, а потом вы обнаруживаете, что полностью утвердились в новой форме, которую хотели принять. Эту форму вы и сохраните до тех пор, пока не сбросите с себя узы и не отпустите их растворяться в пустоте, — после чего ваша хама снова начнет меняться. Несмотря на свою непостоянную оборотническую натуру, Иор предпочитает проводить время в окрестностях Мидгарда — в особенности где-нибудь неподалеку от Мировой Змеи.
/Большая часть материала использована из книг Рейвена Кальдера "Книга йотунов: работа с великанами Северной традиции" и "Дети пустоты: руны как духовные союзники"/
Хотелось бы услышать от каждого практикующего рунику как они чувствуют связь руны Иор с руной Йера. Личные находки можно выносить на обсуждение в эту тему или в отдельную тему, посвященную значениям рун. | |
|