Эльдра
Сообщения : 167 Дата регистрации : 2014-07-16 Возраст : 57 Откуда : Борисполь
| Тема: Общие сведения Чт Июл 24, 2014 11:40 am | |
| В Северном язычестве принята политеистическая картина мира. Это значит, что каждый бог или дух рассматривается как сущность - живая, изменчивая, благополучно выживающая даже безо всякого внимания и поклонения со стороны людей (хотя без достаточного внимания и поклонения ее связи с нашим миром могут прерваться) и определенно отличимая от других подобных богов и духов. Уважать и почитать богов — значит обращаться с ними как с реальными сущностями, а не какими-то идеализированными мыслеформами, архетипами или, чего доброго, фантазиями.
В Северной традиции существует три пантеона — асы, ваны и рёкки, и в каждом из них — своя иерархия, простирающаяся от верховных божеств до разнообразных мелких духов.[img] [/img] РЁККИ составляют древнейший из трех пантеонов, и по натуре своей они ближе всех к каменному веку.
Йотуны (они же этины или турсы) — это великаны, обитающие в Девяти мирах, а рёкки — современное название их богов. Это могущественные создания, наделенные великой мудростью. Слово «рёкки» в значении «боги йотунов» ввела в обиход Эбби Хеласдоттир. Божественный статус этих сущностей вызывает ожесточенные споры между различными группами, работающими в Северной традиции. Одни считают их (и даже Хелу, грозную силу самой Смерти, которую не способен ни подчинить, ни улестить ни один ас) всего лишь великанами, далеко уступающими асам по значимости. Другие полагают, что это и впрямь божества, но божества злые или слишком опасные, чтобы всерьез им служить или работать с ними. По мнению третьих, на основе имеющихся свидетельств невозможно доказать, что люди когда-то действительно поклонялись этим сущностям как богам. В последнее время все чаще и чаще высказывается (в том числе, и среди ученых) гипотеза о том, что йотуны вообще и рёкки в частности были богами племен, населявших Скандинавию в глубокой древности и впоследствии покоренных индоевропейцами, которые принесли с собой новых богов — ванов и асов. В таком случае не исключено, что для некоторых из нас рёкки — самые настоящие боги предков, только предков гораздо более древних. К рёккам — йотунским богам — обычно причисляют Локи, Ангрбоду, Хелу, Фенрира, Йормунганда и Сурта с Синмарой. Иногда к ним прибавляют дракона Нидхёгга, Мордгуд, Менглёд, Утгарда-Локи и Хюндлу, а также Сигюн (она происходит из асов, но оставила свой народ ради мужа). Сказать со всей определенностью, кого следует отнести к категории богов, а кого расценивать просто как влиятельных духов, невозможно. Некоторые из них явно располагаются на одном конце спектра, некоторые — на другом, но многие попадают в обширную промежуточную зону. На каких основаниях йотун может приобрести божественный статус? Некоторые полагают, что к божествам следует относить лишь тех великанов, чьими именами клянутся другие йотуны, — но под это определение подпадает лишь первая из перечисленных групп. Некоторые утверждают, что божествами следует считать всех, кого мы способны расположить к себе служением или жертвами; и в этом случае йотунский пантеон оказывается гораздо более обширным. АСЫ - основная группа богов во главе с Одином, отцом большинства асов, которые любили, сражались и умирали, поскольку, подобно людям, не обладали бессмертием.
Асы живут в небесном Асгарде. В "Младшей Эдде" перечисляется 12 асов: Один, Тор, Ньёрд, Тюр, Браги, Хеймдалль, Хёд, Видар, Али (или Вали), Улль, Форсети, Локи. Помимо них называются Бальдр и Фрейр, в качестве сыновей Одина и Ньёрда, но сыновья Тора Магни и Моди не упомянуты, пропущен Хёнир, который в "Старшей Эдде" неизменно присутствует в странствующей троице Асов (Один - Локи - Хёнир). Присутствие в этом перечне Ньёрда и Фрейра, которые являются по происхождению ванами, и отсутствие Хёнира объясняется, возможно, тем, что, согласно мифу о войне между асами и ванами, Ньёрд и Фрейр были взяты после заключения мира заложниками к асам, а Хёнир перешёл к ванам в качестве заложника от асов. "Младшая Эдда" перечисляет также 14 богинь ("асинь"): Фригг, Сага, Эйр, Гевьон, Фулла, Фрейя, Съёвн, Ловн, Вар, Вер, Сюн, Хлин, Снотра, Гна, а затем упоминает также Соль и Биль, и в заключение причисляет к богиням также Ерд и Ринд. В мифах фигурируют главным образом Фригг и Фрейя, очень редко Гевьон и Фулла. Но, кроме того, в числе жён асов весьма часто упоминаются Сив - жена Тора и Идунн - жена Браги, а также Скади - жена Ньёрда, вошедшая в общину асов после смерти своего отца. Древние скандинавы называли Асами иногда всех богов вообще, но при этом в узком смысле собственно носителями данного имени было Племя обитателей Асгарда, главным результатом деятельности которого было поддержание мира в четко оформленном состоянии. Именно такая дифференцирующая функция позволяет считать Асов Богами Разума, потому что именно это начало создает мир как совокупность отдельных оформленных предметов. С точки зрения начала Разума, Асы поддерживают границы не только мира в целом, но и каждого конкретного предмета этого мира, причем это поддержание рассматривается как требующее постоянных усилий, поскольку оно нарушает первичное недифференцированное единство, которое стремится поглотить мир. Это поддержание мифологически отображается как бинер пир/битва — двух постоянных занятий Асов. Битва отображает усилия по поддержанию равновесия сил, а пир — как восстановление этих сил. В этом поддержании, то есть в постоянной борьбе за выделение оформленного мира из океана хаоса, асы используют помощь всех остальных обитателей миров, особенно ценны для них поэты (скальды),которые создают для мира словесное описание, а словесное описание считается одним из способов создания предметов и событий, и эйнхерии — воины, способные правильно разработать стратегию битвы. ВАНЫ - группа богов, обитающие в Ванахейме, которая, согласно Саге об Инглингах, располагалась в Северном Причерноморье к западу от реки Ванаквисль (Дон).
Именно Ваны являются богами в привычном нам смысле. Именно их сила проявляется в дыхании ветра и росте трав. Они обеспечивают круговорот жизни, наделяя мир ее дыханием. Сила произрождения, свойственная этому Племени, обеспечивает не только плодородие земли, но и течение рек, и животворный свет Солнца. Ваны пронизывают собою всю природу, наполняя жизнью каждый камень, каждую былинку. Именно Ванов поэт Даниил Андреев называет красивым и точно передающим их природу словом «Стихиали». Именно Ванам, как Духам Источников, Духам Гор, Духам Лесов поклонялись древние народы. Ваны обладали даром предвидения, пророчества, а также владели искусством колдовства. Кроме этого, им приписывались кровосмесительные связи между родными братьями и сестрами. К ванам относили Ньерда и его потомство - Фрейра и Фрейю. По преданию, ваны считались хранителями священного меда. Ваны являются наиболее благосклонным к людям. Вместе с тем, их сила находится в некотором противоречии с Оформляющей силой Асов, о чем свидетельствует их война в начале времен, в которой, однако, не могло быть и не было победителя. Именно от Ванов пришла к Асам Гулльвейг, «Сила Золота», вселившая разврат в Асгард. Эта история показывает, что Обладание как сексуальный акт и Владение как социальный не должны смешиваться. То, что не приносит вреда и опасности Ванам, разлагает Асов. Обезглавливание, а точнее «обестелеснивание» Ванами Мимира, отданного Асами в заложники, соответствует разделению природы, которое и символизируется Асами и Ванами. Так же, как асы, убив Первосущество Имира, создали проявленный мир, так же и Ваны, разделив Мимира, оставив у себя его тело и отослав Асам голову, разделили Мудрость на «Мудрость тела» и «Мудрость Разума». Дифференцирующее, Отцовское влияние Асов дополняется Объединяющим, Материнским влиянием Ванов для гармоничного существования Мироздания. Мир без Асов стал бы постно-травяным, но без Ванов — холодным и жестоким. | |
|